Зимний дворец

Интересные места

Зимний дворец

Фото: Зимний дворец

Фото и описание

Едва ли не самая посещаемая достопримечательность северной столицы России — Зимний дворец. Здание было выстроено в середине XVIII столетия, проект его был разработан графом Франческо Растрелли. Дворец построен в соответствии с канонами русского барокко времен императрицы Елизаветы Петровны. Стиль интерьеров здания несколько иной — здесь использованы отдельные элементы рококо (французского).

До начала XX века дворец являлся императорской резиденцией. В предреволюционное время в здании разместился госпиталь. После революционных событий во дворце заседали члены Временного правительства. Позже в здании разместились музейные экспозиции.

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны, которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Возведение дворца и оформление интерьеров

Зимний дворец

Строительство здания, являющегося сегодня одной из главных архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, длилось приблизительно семь лет. В середине XVIII века дворец был самым высоким зданием в городе (речь здесь идет о жилых домах). В нем было почти полторы тысячи комнат.

Заказчица здания (Елизавета Петровна) до окончания строительных работ не дожила. Завершились они уже в период правления Екатерины II. В середине 60-х годов XVIII века ей было передано из-за границы несколько сотен картин, большинство авторов которых принадлежало к голландско-фламандской школе. Именно эти полотна и положили начало той экспозиции, которую сегодня можно увидеть во дворце. До нашего времени сохранилось менее сотни этих картин. Кстати, название знаменитого музея — Эрмитаж — происходит от названия тех дворцовых покоев, в которых первоначально были размещены картины.

В 30-е годы XIX века в здании случился сильный пожар, уничтоживший практически все его интерьеры. Пламя бушевало почти трое суток, потушить его не удавалось. Во время пожара погибли тринадцать человек (пожарные и солдаты). Есть версия, что на самом деле погибших было больше, но официальные источники скрыли этот факт. После пожара во дворце проводились серьезные восстановительные работы. Они продолжались около двух лет и потребовали от архитекторов и строителей огромных усилий.

В 80-е годы XIX века во дворце прогремел взрыв — это была попытка убийства императора, осуществленная террористической организацией. Многие солдаты, стоявшие в карауле, были ранены, несколько человек убито. Император не пострадал.

Первые годы XX века были отмечены двумя знаменательными событиями в истории дворца — это грандиозный костюмированный бал и, спустя два года, расстрел мирной демонстрации (безоружные рабочие шли через площадь к дворцу, чтоб передать императору петицию).

В послереволюционный период дворец был объявлен государственным музеем. Вскоре в нем открылась и первая выставка. До начала 40-х годов XX века в здании соседствовали два государственных музея — Эрмитаж и музей революции.

В военные годы дворцовые подвалы были переоборудованы в бомбоубежища, но в итоге использовались как жилые помещения: в них постоянно проживали примерно две тысячи человек. В залах дворца находились коллекции нескольких музеев: там была укрыта экспозиция самого Эрмитажа (точнее, ее часть, так как остальное было эвакуировано), а также ценности ряда других городских музеев. Были укрыты в здании и произведения искусства из других дворцов (находящихся в пригородах).

В военное время здание сильно пострадало от бомб и артиллерийского обстрела. После войны его восстановление продолжалось много лет.

Архитектурные особенности и колорит

Зимний дворец

Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка. Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед — эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.

Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий — примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.

Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.

Дворцовые залы

Зимний дворец

Каждый дворцовый зал является фактически самостоятельным шедевром (хотя оригинальные интерьеры почти не сохранились), он достоин внимания сам по себе и вместе с тем усиливает общее впечатление великолепия. Расскажем о некоторых из этих залов:

Аванзал был создан в конце XVIII столетия. Во время балов использовался как парадная буфетная: здесь кавалеры и дамы пили шампанское. Обратите внимание на плафон: это произведение работы итальянского мастера; оно относится к тому небольшому количеству элементов декора, которые чудом уцелели во время трехдневного пожара.

-Николаевский зал (его также называют Большим) так же был создан в конце XVIII столетия. В старину он освещался фонарями, изготовленными из синего стекла. Синие лучи падали на цветной мрамор, украшающий колонны и стены, и создавался удивительный, незабываемый эффект. Площадь зала — более тысячи квадратных метров. Если говорить о размерах, то это наиболее впечатляющий зал дворца. В дореволюционное время здесь проходили банкеты и балы (кроме того времени, когда в здании был открыт госпиталь). В настоящее время в зале проводятся временные выставки.

Концертный зал украшен скульптурами древнегреческих богинь и муз. Здесь также можно увидеть великолепную коллекцию старинного русского серебра.

— Еще одна жемчужина дворца — Малахитовая гостиная. На ее отделку было израсходовано более ста двадцати пудов малахита. Комната была отделана зеленым камнем уже после пожара; до этого она называлась Яшмовой, а ее отделка соответствовала названию.

— Еще один интересный зал — Белая столовая (также называемая Малой). Здесь были арестованы члены Временного правительства. Это произошло в третьем часу ночи — и в это время часы на камине были остановлены. Недавно — в столетнюю годовщину революции — эти часы были запущены вновь.

Коты Зимнего дворца

В XVIII столетии из Казани в Санкт-Петербург было привезено тридцать котов. На них была возложена важная миссия — избавить зимнюю императорскую резиденцию от мышей (здание ими буквально кишело). Потомки этих животных заняты тем же самым благородным делом и в настоящее время: их задача — уничтожать мышей в подвалах и залах дворца, защищая тем самым интерьеры и музейную экспозицию. Такую службу сегодня во дворце несут около пятидесяти котов. Раз в год (в первый день апреля) для них обычно устраивается большой праздник, на котором они могут сколько угодно угощаться всевозможными лакомствами.

На заметку

    Месторасположение: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2/Дворцовая набережная, д. 38. Телефоны: (812) 710-90-79; (812) 710-96-25; (812) 571-84-46. Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская». Официальный сайт: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage Часы работы: с 10:30 до 18:00. По средам и пятницам — до 21:00. Кассы закрываются за час до закрытия музея. Выходной день — понедельник. Также музей закрыт в первый день года и 9 мая. Билеты: от 250 до 700 рублей (цена зависит от того, планируете ли вы осматривать обособленные объекты или только главную экспозицию). Дети, пенсионеры, инвалиды, студенты могут посещать музей бесплатно. В третий четверг любого месяца вход в музей является свободным для всех. Тем, кто хочет посетить музей без оплаты, также стоит запомнить следующие числа: 8 марта, 18 мая и 7 декабря. В эти дни все посетители могут осматривать экспозицию бесплатно.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
gpsvoyage.ru
Добавить комментарий