Крейсер «Аврора»

Интересные места

Крейсер «Аврора»

Фото: Крейсер «Аврора»

Фото и описание

Среди многочисленных исторических достопримечательностей северной российской столицы особое место занимает знаменитый крейсер «Аврора». Он был назван в честь одного из парусных фрегатов, прославившихся в середине XIX столетия, в период Крымской войны.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении (во время войны между Японской и Российской империями). Он также применялся в сражениях Первой мировой войны. Но в первую очередь крейсер известен своим участием в событиях 1917 года: именно он дал сигнал к штурму Зимнего дворца. Этим сигналом стал холостой выстрел.

В середине XX столетия крейсер получил статус корабля-музея.

Постройка крейсера

В конце XIX столетия усилилось геополитическое соперничество между Россией и Англией, также начала возрастать «германская угроза». Российская империя была вынуждена усиливать военно-морской флот. В частности, началось строительство нескольких новых крейсеров, в числе которых была «Аврора».

Постройка крейсера началась в середине 90-х годов XIX века. Строительными работами руководил Эдуард де Грофе. В ходе строительства возникали различные непредвиденные трудности. Например, выяснилось, что отсутствует необходимая для продолжения работ специальная судостроительная сталь; она поступила на завод с опозданием, что стало одной из причин отставания работ от графика. Слишком поздно был подписан контракт на поставку машин, необходимых для корабля: никак не удавалось договориться с поставщиками, выработать приемлемые для обеих сторон условия. Не хватало рабочей силы: в тот период времени в северной российской столице строилось несколько военных кораблей (в том числе четыре броненосца), рабочие и специалисты были буквально нарасхват. Был также ряд других трудностей, но все они были в итоге успешно преодолены.

Долгое время — почти год — крейсер оставался безымянным. Имя для него было выбрано императором. Монарху было предложено одиннадцать вариантов названия корабля; царь остановил выбор на имени римской богини рассвета (Авроры).

В начале XX века был произведен пробный спуск корабля на воду. Эта церемония сопровождалась артиллерийским салютом, за спуском корабля наблюдала императорская чета. Испытание прошло успешно, после чего строительство крейсера продолжилось (оно было еще не окончено).

Вскоре крейсер отправился в первое плавание, которое было очень коротким. В ходе этого плавания возникли проблемы с рулевым управлением, также был поврежден один из винтов.

Строительство крейсера обошлось Российской империи примерно в шесть с половиной миллионов рублей.

Испытания корабля

Крейсер «Аврора»

Начались испытания крейсера. Первые из них — заводские — проводились со следующими целями: необходимо было проверить работу главных машин корабля, а также устранить неточности в показаниях компасов (девиацию).

Затем последовали официальные испытания. Во время первого же из них был обнаружен дефект в паровой машине. Также дали о себе знать и некоторые другие дефекты — более мелкие. Заводу было дано две недели на исправление всех этих недочетов.

Следующее испытание прошло гораздо более успешно, но и оно выявило некоторые недостатки крейсера: во время проверки корабельной артиллерии разбилось полтора десятка иллюминаторов — в штурманской рубке и некоторые других помещениях. Последовало еще одно испытание, выявившее дефекты в котлах и машинах. Решено было провести следующие пробы через полгода, дав строителям крейсера время на исправление всех недочетов.

Новое испытание, проведенное после устранения найденных дефектов, прошло гораздо лучше, чем все предыдущие, но все же совсем без проблем не обошлось. Крейсер так и не смог развить максимальную (контрактную) скорость. Впрочем, дефекты, не дающие кораблю плыть с такой скоростью, оказались незначительными и легко устранимыми.

Корабль стал частью российского флота.

Служба крейсера

Крейсер «Аврора»

Крейсер был отправлен на Дальний Восток. На его борту находились пятьсот семьдесят человек (матросы, офицеры, унтер-офицеры, кондукторы). По пути корабль попал в страшный шторм. Разбушевавшаяся стихия выявила множество дефектов крейсера. В частности, вода просачивалась сквозь иллюминаторы, довольно много ее появилось на жилой палубе. После ремонта, произведенного на небольшом известняковом острове, корабль продолжил плавание.

Но через несколько дней стали возникать новые трудности: на этот раз проблемы были в машинной установке. Пришлось потратить примерно полмесяца на устранение дефектов. Были проведены достаточно обширные ремонтные работы. В то время корабль стоял возле итальянского берега, к ремонту были привлечены специалисты из числа местных жителей.

Так, периодически подвергаясь ремонту ввиду обнаруживающихся новых и новых дефектов, судно постепенно добралось до Восточной Африки. Там было получено сообщение о начале войны с Японской империей. Поступил приказ о возращении в Россию.

Вскоре после возвращения корабль был включен во Вторую эскадру флота Тихого океана. Крейсер был раскрашен в цвета этой эскадры: борта стали черными, а трубы — светло-желтыми.

Корабль в составе эскадры вновь отправился на Дальний Восток. Поход начался крайне неудачно: неподалеку от английского берега крейсер был по ошибке обстрелян кораблями российского флота (они приняли его за вражеский миноносец). Судовой священник получил тяжелое ранение, послужившее позже причиной его смерти.

Во время плавания экипаж крейсера показал себя с наилучшей стороны — сплоченным и старательным. Нарушений дисциплины практически не было, хотя плавание было очень тяжелым. Экипаж корабля ставили в пример остальным экипажам эскадры. Именно в этом походе корабль принял участие в знаменитом Цусимском сражении. В бою крейсер получил множество повреждений.

Следующий яркий этап истории судна — Первая мировая война. В этот период крейсер использовался как дозорный корабль, участвовал в походах по изучению различных фарватеров, поддерживал российские сухопутные войска огнем своей артиллерии. Корабль был атакован вражескими гидропланами, но все эти атаки были неудачными.

Крейсер в период революции

Крейсер «Аврора»

Незадолго до революционных событий в северной российской столице крейсер находился на стоянке возле одного из городских заводов: кораблю был необходим ремонт. Капитан судна, Михаил Никольский, был крайне обеспокоен тем, что в ходе этой длительной стоянки политические взгляды экипажа могут измениться: в городе велась активная революционная агитация. В своем донесении руководству капитан высказывал опасения, что сплоченность экипажа может оказаться негативным фактором в том случае, если агитаторам удастся посеять на борту корабля семена революционных настроений. Чтобы избежать этого, капитан ввел на судне на время стоянки строгие порядки, он установил множество ограничений для экипажа. Нужно отметить, что и матросы, и офицеры недолюбливали капитана (некоторые даже открыто), но все же вплоть до февральских революционных событий оставались полностью верны своему служебному долгу. Боясь возможного бунта на корабле, капитан открыл огонь по матросам, которые вели себя вызывающе. Один из них погиб, двое были легко ранены. Позже, в ходе революционных событий, капитан был застрелен восставшими.

Командование крейсером было передано судовому комитету, избранному голосованием. На судне проходили митинги, все большее число матросов вступало в партию большевиков. Ремонтные работы велись крайне медленно. Впрочем, к середине осени они должны были завершиться, после чего корабль должен был выйти в море. Узнав об этом, руководство партии большевиков воспротивилось — крейсер и его команда были нужны революционерам.

Как известно, крейсер сыграл важную роль в октябрьских революционных событиях: по его сигналу был начат штурм Зимнего дворца. Сигналом стал холостой выстрел. Но нужно отметить следующее: сегодня некоторые историки считают, что штурм начался еще до выстрела, который имел значение лишь как акт устрашения защитников дворца.

Спустя несколько месяцев после описанных событий корабль вновь подвергся ремонту. В тот период времени противниками революции были предприняты две попытки расправиться с экипажем крейсера: в первом случае матросов и офицеров пытались отравить, во втором — подбросили на судно фугас (снаряд удалось обезвредить).

От учебного корабля до корабля-музея

Крейсер «Аврора»

В 20-е годы XX века крейсер начали использовать в качестве учебного корабля. В этот период времени и в 30-е годы XX столетия он совершил несколько плаваний. В военное время судно участвовало в обороне Кронштадта, регулярно подвергалось обстрелам вражеской артиллерии. В середине 40-х годов решено было превратить корабль в музей.

В настоящее время на борту крейсера можно осмотреть экспозицию, посвященную его участию в трех войнах. Восстановлен корабельный храм, который был упразднен в послереволюционное время. Этот храм является действующим, хотя богослужения в нем проходят нечасто.

На заметку

    Месторасположение: на стоянке возле Петроградской набережной, возле первого правого рукава дельты Невы. Ближайшие станции метро: «Горьковская», «Площадь Ленина». Официальный сайт: http://aurora.org.ru/ Часы работы: с 11:00 до 18:00. Продажа билетов прекращается за 45 минут до закрытия корабля-музея. Выходными днями являются понедельник и вторник. Билеты: 400 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров цена билета в два раза ниже. Посетители, относящиеся к некоторым льготным категориям, могут посещать музей бесплатно. В их числе инвалиды-колясочники, дети моложе семи лет, многодетные семьи.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
gpsvoyage.ru
Добавить комментарий