Исаакиевский собор

Интересные места

Исаакиевский собор

Фото: Исаакиевский собор

Фото и описание

Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора — Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно.
Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия.

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше — в первые годы XVIII века. Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Исаакиевский собор

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII века. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм — до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Строительство собора

Исаакиевский собор

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова — и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору — Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану.

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи. Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран. Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады. В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом, проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения. Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные — в процессе золочения различных деталей интерьера.

XX и XXI столетия

Исаакиевский собор

В послереволюционные годы здание было национализировано. Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей.

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка. В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

На что обратить внимание

Исаакиевский собор

Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:

Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него — испуганные стражники и изумленные женщины.

— Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад, является единение духовной и светской властей. Автор скульптур — Джованни Витали. Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.

На южном фасаде — барельеф, темой которого является поклонение волхвов младенцу Христу. Автор этой работы — Джованни Витали.

На восточном фасаде ваше внимание привлечет мастерски выполненная сцена из жития святого, в честь которого был освящен собор.

Подчеркнем еще, что в храме находится уникальное собрание панно и картин XIX столетия.

Интересный факт

Так как строительство собора продолжалось необычайно долго (несколько десятилетий), по городу начал распространяться странный слух. Говорили, что какой-то предсказатель напророчил Монферрану смерть сразу после окончания строительных работ. Считали, что именно в этом причина такого длительного строительства: дескать, продлевая его, архитектор пытается продлить себе жизнь.

Правда это или нет — историкам неизвестно, но архитектор действительно скончался через месяц после того, как собор был достроен и освящен.

На заметку

    Месторасположение: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4. Телефоны: (812) 314-40-96, (812) 315-97-32, (812) 595-44-37. Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская». Официальный сайт: http://www.cathedral.ru/ Время работы: с октября по конец апреля — с 10:30 до 18:00, с конца апреля по конец сентября — с 10:30 до 22:30 (исключением является Музей камня, режим работы которого в теплое время года не меняется). Кассы всех музейных объектов закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Выходной день — среда. Музей камня с мая по сентябрь (включительно) работает без выходных, в остальное время выходным днем является каждая вторая среда месяца. У колоннады собора, которая представляет собой отдельный музейный объект, в теплое время года также отсутствуют выходные дни, а с ноября по апрель (включительно) выходным днем является каждая третья среда месяца. Перед посещением лучше уточнить время работы на официальном сайте музея, так как иногда оно может меняться (по техническим причинам). Билеты: 350 рублей (кроме Музея камня, вход в который стоит 100 рублей). Молодежи (лицам от семи до восемнадцати лет), а также пенсионерам предоставляется скидка: для них стоимость одного билета — 100 рублей. Исключение снова составляет Музей камня, куда молодежь может проходить бесплатно, а для пенсионеров вход стоит 50 рублей. Также скидки на посещение всех музейных объектов предоставляются студентам, курсантам, ординаторам, адъюнктам, ассистентам-стажерам образовательных организаций. Все названые скидки действительны только для граждан РФ и Республики Беларусь. Владельцы международных карт ISIC также могут покупать билеты в музей по сниженной стоимости.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
gpsvoyage.ru
Добавить комментарий